Письмо
Савич Вере Прохоронок
Полина
Лиговский
проспект Д. Иваново
Д.7, кв.
14. Шарковщинский район Санкт-Петербург
Витебская область
Россия
Республика
Беларусь
Здравствуй, Вера!
В век компьютеров только мы, наверное, пишем письма. Ведь в них
душа человека раскрывается нараспашку, а
от бумаги исходит живое тепло руки пишущего.
Ты пишешь об учебе,
мечте стать известной балериной, любви к музыке.
Ты подарила мне записи великой музыки, которую, как ты
сказала, знает каждый культурный человек. Спасибо, но,
признаюсь, я не сразу стала слушать их, потому что нашла у бабушки полную
тумбочку грампластинок, записанных 50-60 лет назад. У меня даже голова
закружилась от неожиданности и удивления. Там все! От народных песен, частушек,
романсов до симфонической, оперной и органной музыки. Сколько богатства!
Целый вечер слушала. «Помню, я еще молодушкой была» - это же
целая драма несбывшейся любви. Или «Славься море, священный Байкал». Какая
жажда свободы! Или лирическая, задумчивая «Не одна во поле дороженька
пролегала». Какая высокая поэзия в сочетании слов и мелодии!
Что-то шевельнулось в моей душе. Я впервые поняла, что
народная музыка не что-то далекое, забытое, простое, примитивное. Совсем нет! Время ушло, но
человек с его судьбой, чувством остался.
Следующую ступеньку в
своем музыкальном образовании я называю «Открытие романса». Не забуду «Нищую» Алебьева
(исполняет Т. Карева), «Сирень» С.Рахманинова.
А как пела Обухова
(«Ночи безумные»)! Подумала: сколько
выдающихся певцов исполняли романсы Алебьева, Варламова, Рахманова.
Рубенштейна… Они когда-то жили, пели, их слушали. Теперь я слушаю их чудесные,
дивные звуки из прошлого.
Я заметила: мне
уже интересна не только музыка, но
и исполнители, композиторы. Даже стала улавливать партию
фортепиано и виолончели в романсах Н.Неждановой. Значит, расту, музыкально
развиваюсь.
Совсем забыла: я увлеклась итальянскими и французскими
исполнителями. Прослушала песни, исполненные Робертино Лоретти. Совсем мальчик, а как поет! Необыкновенный голос! Особенно
прелестны «Джамайка» и «Санта Лючия». Хочется о его взрослой судьбе.
Прослушала песни Э.
Куртиса в исполнении Беньямино Джильи. Он, как
и Лоретти, пел «Вернись в Соренто».
Сравнила. Лоретти для меня лучше.
Что за прелесть эти
итальянские певцы! Заслушаешься! Вот поет Марио Ланца «Страсть» или «Марекьяре»
(П. Тости) – жить хочется!
Весь вечер ходила под
впечатлением от песен Эдит Пиаф. О них хорошо рассказывает на пластинке
Наталья Кончаловская.
Сколько трагизма в этих жизненных историях! Великая
певица напряженно и гибко передает это своим неповторимым голосом! У нее нет
легких песен, даже если называются
«Счастливой» или «Жизнь в розовом цвете». Все гораздо сложнее, противоречивее и
драматичнее.
Ты была права, когда сказала: «Не надо ждать, когда музыка придет к
тебе. Надо иди ей навстречу».
Не знаю, сама музыка пришла ко мне или я иду ей навстречу, но
мне хочется музыки – серьезной, пробуждающей чувства, мысли. Это шаг вперед, правда?
Я три вечера слушаю вальсы – сначала старинные. Не знала, что
их так много.
Слушаю «Амурские волны» и почти физически вижу, ощущаю,
слышу. Суровая, мужественная, мощная мелодия.
А «На сопках Маньчжурии» печальная. «Березка»
- мягкая, но с ноткой грусти. Ритм тот
же, но какие разные эти вальсы!
Все исполняются
духовными оркестрами. А вот вальсы
«Судьба» и «Осенний сон» переложены Эдуардом Митченко для баяна и им же исполнены.
Я сравнила исполнение оркестром и на баяне и отдала предпочтение духовому
оркестру: звучание его так близко к человеческому голосу… Тебе так не кажется?
Весь следующий вечер звучали вальсы И.Штрауса – легкие,
изящные. Вижу, как порхали под их звуки когда-то барышни, как кружили их
галантные кавалеры…
Какой вальс лучше? Может, «на прекрасном голубом Дунае»? Или
«Венская кровь»? Трудно сказать, настолько они хороши каждый по-своему. Остается только
слушать. Их слушали в прежние века, они
бессмертны, как бессмертны заложенные в
них эмоции. Вот и я слушала и была счастлива.
В третий вечер звучали щемящие, берущие за душу «Пушкинские
вальсы» Прокофьева, пронзительная музыка
Арама Хачатуряна к драме М. Лермонтова «Маскарад». Эта музыка заставила в ином
свете увидеть судьбу Пушкина, Лермонтова. Захотелось перечитать их произведения уже с несколько иным пониманием.
Вера, я хочу научиться
понимать музыку, как ты. Ее слушание становится каждодневной потребностью.
Серьезная музыка уже не так, как раньше, пугает меня таинственностью и сложностью.
Раньше я слушала музыку
между делом, она была лишь фоном. Я поняла: «От такого слушания только вред:
превратное, искаженное представление о
музыкальном произведении. Буду слушать только тогда, когда душа просит и есть
настрой на музыку – и слушать от первого звука до последнего. Поверишь, я уже способна понимать гармонию, красоту
звуков. Ты права была, когда вдохновенно говорила об облагораживающем влиянии
хорошей музыки, о ее способности очищать душу, возвышать человека над
повседневностью. Со мной что-то происходит. Мир стал казаться шире, просторнее
и надежнее. Я стала более требовательно и критично относиться к современным
ритмам, музыке в целом: многое в ней утратило привлекательность, поблекло, стало казаться
мелким, неоригинальным, избитым,
примитивным и бездушным. А мама рада таким изменениям во мне.
Спасение и счастье в
том, что я открыла для себя настоящий
музыкальный Клондайк, который никогда не истощится. А пока я говорю: «Здравствуй, вечная музыка! С тобой
мир просторнее, прекраснее, гармоничнее, а человек - эмоциональнее, добрее, человечнее и щедрее
душой».
До свидания, Вера.
Пиши, не забывай.
21 февраля, 2014
г.
Прохоронок
Полина
Комментарии
Отправить комментарий