Письмо



Савич Вере                                                                             Прохоронок Полина                                          
Лиговский проспект                                                             Д. Иваново
Д.7, кв. 14.                                                                               Шарковщинский район                                                                   Санкт-Петербург                                                                    Витебская область  
Россия                                                                                      Республика Беларусь

Здравствуй, Вера!
В век компьютеров   только мы, наверное, пишем письма. Ведь в них душа человека раскрывается нараспашку,  а от бумаги исходит живое тепло руки пишущего.

Ты пишешь об учебе,  мечте стать известной балериной, любви к музыке.
Ты подарила мне записи великой музыки, которую, как ты сказала, знает   каждый культурный человек. Спасибо, но, признаюсь, я не сразу стала слушать их, потому что нашла у бабушки полную тумбочку грампластинок, записанных 50-60 лет назад. У меня даже голова закружилась от неожиданности и удивления. Там все! От народных песен, частушек, романсов до симфонической, оперной и органной музыки. Сколько богатства!

Целый вечер слушала. «Помню, я еще молодушкой была» - это же целая драма несбывшейся любви. Или «Славься море, священный Байкал». Какая жажда свободы! Или лирическая, задумчивая «Не одна во поле дороженька пролегала». Какая высокая поэзия в сочетании слов и мелодии!
Что-то шевельнулось в моей душе. Я впервые поняла, что народная музыка не что-то далекое, забытое,  простое, примитивное. Совсем нет!  Время ушло, но  человек с его судьбой, чувством остался.
 Следующую ступеньку в своем музыкальном образовании я называю «Открытие романса». Не забуду  «Нищую»  Алебьева  (исполняет Т. Карева), «Сирень» С.Рахманинова.
 А как пела Обухова («Ночи безумные»)!  Подумала: сколько выдающихся певцов исполняли романсы Алебьева, Варламова, Рахманова. Рубенштейна… Они когда-то жили, пели, их слушали. Теперь  я слушаю их   чудесные, дивные звуки из прошлого.
 Я заметила: мне уже  интересна не только музыка, но и  исполнители,  композиторы. Даже стала улавливать партию фортепиано и виолончели в романсах Н.Неждановой. Значит, расту, музыкально развиваюсь.  
Совсем забыла: я увлеклась итальянскими и французскими исполнителями. Прослушала песни, исполненные Робертино Лоретти.  Совсем мальчик, а  как поет! Необыкновенный голос! Особенно прелестны «Джамайка» и «Санта Лючия». Хочется  о его взрослой судьбе.
 Прослушала песни Э. Куртиса в исполнении Беньямино Джильи. Он, как  и   Лоретти, пел «Вернись в Соренто». Сравнила. Лоретти для меня лучше.
 Что за прелесть эти итальянские певцы! Заслушаешься! Вот поет Марио Ланца «Страсть» или «Марекьяре» (П. Тости) – жить хочется!
 Весь вечер ходила под впечатлением от песен Эдит Пиаф. О них хорошо рассказывает на пластинке Наталья  Кончаловская.
 Сколько  трагизма в этих жизненных историях! Великая певица напряженно и гибко передает это своим неповторимым голосом! У нее нет легких песен, даже если  называются «Счастливой» или «Жизнь в розовом цвете».  Все гораздо сложнее, противоречивее и драматичнее.
Ты была права, когда   сказала: «Не надо ждать, когда музыка придет к тебе. Надо иди ей навстречу».
Не знаю, сама музыка пришла ко мне или я иду ей навстречу, но мне хочется музыки – серьезной, пробуждающей чувства, мысли. Это шаг вперед, правда?
Я три вечера слушаю вальсы – сначала старинные. Не знала, что их так много.
Слушаю «Амурские волны» и почти физически вижу, ощущаю, слышу. Суровая, мужественная, мощная мелодия.
 А  «На сопках Маньчжурии» печальная. «Березка» -  мягкая, но с ноткой грусти. Ритм тот же, но какие разные эти вальсы!
 Все исполняются духовными оркестрами. А вот  вальсы «Судьба» и «Осенний сон» переложены Эдуардом Митченко для баяна и им же исполнены. Я сравнила исполнение оркестром и на баяне и отдала предпочтение духовому оркестру: звучание его так близко к человеческому голосу…  Тебе так не кажется?
Весь следующий вечер звучали вальсы И.Штрауса – легкие, изящные. Вижу, как порхали под их звуки когда-то барышни, как кружили их галантные кавалеры…
Какой вальс лучше? Может, «на прекрасном голубом Дунае»? Или «Венская кровь»? Трудно сказать, настолько они  хороши каждый по-своему. Остается только слушать. Их слушали  в прежние века, они бессмертны, как  бессмертны заложенные в них эмоции. Вот и я слушала и была счастлива.
В третий вечер звучали щемящие, берущие за душу «Пушкинские вальсы» Прокофьева,  пронзительная музыка Арама Хачатуряна к драме М. Лермонтова «Маскарад». Эта музыка заставила   в ином свете увидеть судьбу Пушкина, Лермонтова. Захотелось перечитать  их произведения уже с несколько иным пониманием.
 Вера, я хочу научиться понимать музыку, как ты. Ее слушание становится каждодневной потребностью. Серьезная музыка уже не так, как раньше, пугает меня таинственностью и сложностью.
Раньше я  слушала музыку между делом, она была лишь фоном. Я поняла: «От такого слушания только вред: превратное, искаженное  представление о музыкальном произведении. Буду слушать только тогда, когда душа просит и есть настрой на музыку – и слушать от первого звука до последнего. Поверишь, я  уже способна понимать гармонию, красоту звуков. Ты права была, когда вдохновенно говорила об облагораживающем влиянии хорошей музыки, о ее способности очищать душу, возвышать человека над повседневностью. Со мной что-то происходит. Мир стал казаться шире, просторнее и надежнее. Я стала более требовательно и критично относиться к современным ритмам, музыке в целом: многое в ней утратило  привлекательность, поблекло, стало казаться мелким,  неоригинальным, избитым, примитивным и бездушным. А мама рада таким изменениям во мне.
 Спасение и счастье в том, что я  открыла для себя настоящий музыкальный Клондайк, который никогда не истощится. А пока  я говорю: «Здравствуй, вечная музыка! С тобой мир просторнее, прекраснее, гармоничнее, а человек -  эмоциональнее, добрее, человечнее и щедрее душой».
 До свидания, Вера. Пиши, не забывай.
 21 февраля, 2014 г.                                                                         Прохоронок  Полина

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Выхаваўчы аспект урока

Выкарыстанне сучасных метадаў, прыёмаў і тэхналогій для развіцця ў вучняў матывацыі да вывучэння беларускай мовы.