ПЛАН АНАЛИЗА ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ



1. Внимательно прочтите стихотворение. Ощущается ли стихотворение монолитным или можно выделить отдельные части. Какие из выделенных частей вам кажутся связанными между собой теснее.
2. Как развивается основной образ (как, в какой последовательности сменяются образы, если их несколько).
3. Обратите внимание на название стихотворения (если оно есть). Как связано оно с тоном, образностью стихотворения.
4. Жанр стихотворения.
5. Тема и идея:

а) о каких явлениях жизни говорит поэт.
б) как вы понимаете мысли и оценки, данные поэтом описываемым явлениям жизни.
6. Структура стихотворения:
а) метрика; определите размер стихотворения; подумайте, связан ли размер с жанром, темой, образностью; выделяются ли метрически какие-либо слова, строки (спондей, пиррихий, цезура).
б) фоника (аллитерация, ассонанс).
в) рифмика (точная, неточная, мужская, женская, диалектическая).
г) строфика (двустишие, терцет, катрен, пятистишие… октава… сонет… Онегинская строфа).
д) способы рифмовки (парная, перекрестная, кольцевая).
7. Изобразительно-выразительные средства (эпитеты, сравнения, метафора…).
8. Интонационно-синтаксические фигуры (инверсия, анафора, эпифора, риторическое обращение…).
9. Лексико-морфологических средства языка (славянизмы, архаизмы, неологизмы).
Как все эти приемы усугубляют образ, способствуют созданию у читателя определенного настроения?
Можно ли сказать, что стихотворение изысканно, вычурно, изукрашено, или оно намеренно простое? С чем это связано? Представьте стихотворение в цвете. Какие цвета названы прямо или могут быть связаны с образом. Почему цветовая гамма именно такая? Нет ли в стихотворении чего-либо, требующего специального комментария — непонятных, устаревших слов, мифологических образов и т. п.?
Сочинение- отзыв о стихотворении предполагает самостоятельное высказывание о литературном произведении, основанное на эмоциональных переживаниях от прочитанного, описание чувств и настроения, вызванных автором. В отличие от рецензии в отзыве содержится общая характеристика произведения без углубленного анализа.

Прежде чем начать писать отзыв, желательно несколько раз вдумчиво прочитать стихотворение. Лучше прочесть вслух, расставляя паузы, обращая внимание на роль авторских знаков препинания. 

Рекомендации для написания сочинения

1. Перед тем как приступить к изложению своих мыслей и впечатлений, вызванных поэтическим произведением, необходимо определиться с основной целью вашего отзыва. Ею может быть следующее:

- привлечение внимания к стихотворению, выражение несогласия по поводу уже имеющейся оценки художественных образов или произведения в целом, желание повлиять на общественное мнение;

- стремление выразить свое впечатление о прочитанном стихотворении, поделиться им с друзьями, учителем или другими людьми;

- потребность разобраться в прочитанном. 

Выбранная цель отзыва определит его жанр (письмо, публицистическая статья, эссе).

Любой отзыв на стихотворение подразумевает собеседника, слушателя. В зависимости от того, к кому вы будете обращаться, выбирается форма изложения мыслей и содержание (как будете писать отзыв и о чем).

2. Затем можно выбрать заголовок своего сочинения. Кроме формулировки, содержащей слово «отзыв», могут быть и другие, например: «Стихотворение, зовущее к жизни», «Мысли, вызванные стихотворением С. А. Есенина «Письмо к матери», «Урок любви», «Мое любимое стихотворение» и др.

3. Следующий этап – подборка материала и выбор последовательности его подачи. Здесь нужно придерживаться основного правила: в отзыве должны прослеживаться две главные части. Первая, как правило, содержит высказывание личного мнения по поводу прочитанного, а вторая – обоснования и аргументы в защиту данной оценки. Четкого разграничения между ними не требуется.

В работе обязательно должно быть отражено ваше собственное мнение по поводу авторского отношения к изображенным лирическим образам и оценка особенностей его восприятия. Можно отметить элементы новаторства поэта в создании произведения.

4. В средних классах еще не требуется анализ художественных особенностей стихотворений. Однако в работах старшеклассников обращается внимание на умение использовать элементы художественного анализа текста. Существует несколько вариантов литературоведческого анализа. При создании отзыва не нужно использовать все пункты. Стоит выбрать лишь те, которые помогут вам в аргументации вашей оценки, высказанных мыслей и чувств. 

Вот один из образцов примерного плана анализа стихотворения.

1) Название произведения.

2) Когда написано. 

3) Реальные исторические и биографические факты, которые легли в основу поэтического творения. 

4) Жанровые особенности поэтического произведения.

5) Смысловая идейность:
а) основная тема; б) главная мысль; в) эмоциональная окрашенность текста; г) общее впечатление и ответные чувства, вызываемые данным стихотворением.

6) Интерпретация произведения.

7) Построение поэтического текста:
а) образы (иногда лишь подразумевающиеся); 
б) изобразительные средства, расширяющие ключевые образы (эпитеты, метафоры, гиперболы, аллегории, сравнения, контрастные сопоставления, ирония, и т.д.);
в) особенности синтаксиса (инверсии, эпифоры, анафоры, антитезы, повторы); 
г) звукопись (ассонанс, аллитерация), помогающая раскрыть смысл и художественно выделить образы; 
д) размер стиха (хорей, ямб, амфибрахий, дактиль, анапест), определяющий ритм и интонацию всего стихотворения;
е) строфика (например, четверостишие, двустишие, катрен, сонет и др.), рифмовка.

5. В интерпретации стихотворения нужно раскрыть, что скрывается за поэтическими строками. Специфика стихотворных произведений состоит в том, что они наполнены скрытым смыслом, который зачастую выражен сжато, свернут в особую форму. Обращая внимание на ключевые слова, следует подумать над их смыслом, сформулировать позицию автора и высказать свое к ней отношение.

6. Особенностью лирических стихов также является отсутствие сюжета, сосредоточение, главным образом, на внутреннем мире человека. Поэтому постижение смысла происходит через эмоциональность. И здесь большая роль отводится ассоциативному мышлению. Автор стремится вызвать у читателя множественные ассоциаций, которые позволяют проследить развитие его художественной мысли, понять всю глубину произведения. 

Ваше воображение и личные ассоциации помогут привести ряд ярких аргументов в пользу сложившегося отношения к стихотворению. При этом можно обращаться к сравнениям с произведениями других авторов, проводить параллели с картинами живописи и музыки. Например, при анализе стихотворения А. А. Блока «Незнакомка» можно вспомнить об одноименных произведениях художников И. Н. Крамского, И. С. Глазунова. 

7. Завершить работу над отзывом необходимо проверкой написанного, обращая внимание на следующее:
- достаточно ли доказательств, нет ли постороннего «пустого» материала; 
- соответствует ли ваша речь публицистическому стилю (яркость, эмоциональность с целью воздействия на слушателя); 
- использовано ли разнообразие в строении предложений (в которых, кстати, уместно употребление таких приемов, как инверсия, градация, повтор союзов, и т.д.);
- в сочинении не должно быть пересказа стихотворения. 

8. Важно сделать краткий вывод, подтверждающий главную тему вашего отзыва.
Сочинение-отзыв о стихотворении Ивана Бунина «Родина»
Наша русская природа, полная поэзии и прелести, трогает и волнует каждого человека, любящего свою родину. С чего начинается родина? С любви к природе, к простому человеку, к обыкновенной берёзе, к полю. Бунин открыл и показал нам это. Родина – это глубоко личное понятие, это «малая родина», и поэтому она дорога, близка, она живёт в его сердце. В 1889 году Бунин навсегда покинул родовую усадьбу. Он много путешествовал. Но даже находясь в постоянной занятости, Бунин всё равно тосковал по своей родине, где провёл детство:
§   
§  В стороне далёкой от родного края
§  Снится мне приволье тихих деревень,
§  В поле при дороге белая берёза.
§  Озими да пашни – и апрельский день.
Стихотворение «Родина» вызывает раздумье. В нём всё очень обычно и вместе с тем всё удивительно, наполнено замечательным настроем жизни, который чувствуешь весной, когда происходит обновление природы и пробуждение человеческой души. Вместе с автором мы видим и слышим приметы этого времени года, чувствуем запахи апрельского дня. Конечно, любое время года несёт человеку возможность приблизиться к природе, найти в ней отклик на свои чувства. И всё же именно весной, на мой взгляд, это происходит чаще всего. Воспеваемая в первой части стихотворения русская природа, безусловно,  и сама по себе прекрасна. Бунинские пейзажи, где «в поле при дороге белая берёза», где «ласково синеет утреннее небо» и «лёгкой белой зыбью облака плывут», очаровывают нас, читателей.
Во второй части стихотворения Бунин, называя Весну девушкой-невестой, описывает весеннюю пору, пору любви и надежды, пытаясь выразить свою любовь, свою преданность и своё уважение маленькому кусочку природы, ставшему ему родным:
§   
§  Мил ей край родимый – степь и тишина,
§  Мил ей бедный север, мирный труд крестьянский,
§  И с приветом смотрит на поле она.
Но ведь сама ассоциация природы с человеческими свойствами возникла у Бунина от убеждения: источник прекрасного на земле – прежде всего труд человека. Поэтому и «мил ей мирный труд крестьянский». Поэт гордился тем, что все его предки «были связаны с народом и землёй». Любовь поэта и даже, по-моему, нежность отданы самому простому, что есть в родине: русской милой природе. Вместе с автором мы видим тихие деревни, белую берёзу, утреннее небо, пар над пашней, грача, важно гуляющего за сохой, поющих жаворонков. Природа наполняется жизнью. Мы, читатели,  вместе с поэтом отдыхаем душой, когда оказываемся на поле и видим простую крестьянскую жизнь.
Когда читаешь стихотворения  Ивана Бунина, невольно возникает вопрос: откуда у писателя такие  глубокие, чисто русские, национальные знания о жизни российской глубинки? А вот откуда: с того же затерявшегося в степных просторах хутора Бутырки и деревни Озерки, где поэт провёл свои детские и юношеские годы.
И именно там, общаясь с природой, народом, слушая сказки, поверья, песни, рассказы окрестных крестьян, дворовых, родных, сердцем, разумом и душой постигал, познавал он Россию, навек полюбил русскую природу. О природе Бунин говорит как средоточии гармонии. Быть естественным, как сама природа, - вот идеал поэта. Весна  снится ему в образе девушки:
§   
§  В стороне далёкой от родного края
§  Девушкой-невестой снится мне Весна:
§  Очи голубые. Личико худое,
§  Стройный стан высокий, русая коса.
   Мышление поэта ассоциативно: наступление весны возбуждает мысль о молодости:
§   
§   
§  На устах улыбка, а в очах раздумье –
§  Юности и счастья первая весна.
   Одушевление природы – излюбленный приём в лирике Бунина. В естественности бытия, по Бунину, - источник главных ценностей человеческого существования:  покой, бодрость, радость. Давно возникшее в мировой, в том числе и русской лирике очеловечивание природы (антропоморфизм) повторяется Буниным настойчиво, обогащаясь новыми метафорами. Природа вечна и неизменна, неподвластна течению времени, именно её неувядающая прелесть создаёт иллюзию вечности:
§   
§  Ласково синеет утреннее небо,
§  Лёгкой белой зыбью облака плывут…
  «Так знать и  любить природу, как умеет Бунин, - мало кто умеет», - писал А.Блок. Стихи, посвященные природе, оказывают благотворное влияние на душу человека, словно заново открывают ему красоту родной земли, учат бережно относиться к ней. Ещё в 1910 г. Горький сказал о месте Бунина в литературе: «Выньте Бунина из русской литературы, и она потускнеет, лишится живого радужного блеска». Попробуем разобраться, в чём яркость, выразительность стихотворения «Родина».
Словесное мастерство Бунина особенно проявилось в пейзажных картинах. Он описывает весну с берёзой и пашней, с грачами и жаворонками, с ароматом и трелями, передавая желание человека всё в себя вместить и во всём раствориться. Оказывается, поэт видит зорче, ярче, глубже других. Он замечает неожиданное сходство предметов и явлений и создаёт метафоры, которые помогают увидеть мир неожиданно и свежо. Бунин заставляет читателя воспринимать внешний мир зрением, обонянием, слухом. Не всё в лирическом стихотворении можно объяснить. Чтобы правильно понять его, нужно суметь почувствовать настроение, увидеть яркие строки-образы, ощутить их неповторимость и выразительность.
Лирическая экспрессия стихотворения создаётся тропами и стилистическими фигурами. Например, риторическое восклицание «весело ей в поле тёплым, ясным утром!» в повышенно эмоциональной форме утверждает мысль поэта.
В этом стихотворении используются анафорическое построение – единоначатие («в стороне далёкой от родного края»). Бунин прибегает к инверсии («очи голубые, личико худое», «юности и счастья первая весна»), использует описательные обороты (небо – вышина воздушная, родина – край родимый), сравнение (девушка-невеста – Весна).  Пейзажные зарисовки весны сделаны настолько верно и реально, что, прочитав стихотворение, кажется, что будто бы только что побывал в тихой деревне.
Мы ещё раз убедились в том, что лирическое стихотворение эмоционально. Какой же силой чувства должен обладать поэт, какую огромную работу должна совершить его душа, чтобы передать эти чувства читателю, чтобы заставить биться наши сердца!
ученица 11 класса Ламоновой Светланы Александровны.
Я бы никогда не спрашивал        
                                         про стихи – о чём они?                
Я бы скорее спрашивал –        
что в них?                                
                                                               В.         Солоухин                                        
Уникальная способность простыми словами говорить о главном присуща Владимиру Солоухину. Взаимоотношения человека и человека, человека и природы – это лишь небольшой перечень тем, которые раскрывает поэт в своих произведениях.
«Здравствуйте»… О чём может быть стихотворение с таким простым названием? Сюжет внешне прост: на заснеженной тропинке встречаются два человека. Встречаются, поклонившись, здороваются:
Пропуская её по тропинке, я в сторону резко шагнул,
По колено увязнув в снегу.
-Здравствуйте!-
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хоть были совсем незнакомы.
Случайная встреча двух прохожих выливается в размышление автора о том, что простое слово «здравствуйте» прибавляет «капельку солнца», «капельку счастья», «капельку радости» в мире.
Далее автор переходит к размышлению о том, что обычай здороваться потерян в больших городах из-за их многолюдности. « Здравствуйте» - будьте в хорошем здоровье - это  «главное, лучшее» в жизни, что можно пожелать человеку. А затем следует вывод о необходимости быть добрее, внимательнее друг к другу:
Но я - человек, и вы человек –
Мы люди на этой земле.-
Поклонимся же друг другу при встрече
И тропинку друг другу уступим.
Эти финальные слова усиливаются яркими контекстуальными синонимами :
Если даже там снег,
Если даже там грязь по колено.
Как далек наш мир от таких добрых, человечных поступков – нас уже не удивишь жестокостью, ненавистью и все увеличивающимся дефицитом доброты. Необходимо научиться доброте и милосердию в первую очередь нам и научить этому детей – в этом суть, это ключ к стихотворению Владимира Солоухина «Здравствуйте» - оно оживляет душу, определяет нравственные ориентиры. « Уступим» - ключевое слово. Уступить другому человеку, не думать только о себе и о боязни промокнуть и испачкаться. Люди отвыкли от доброты, от того, что тебе кто-то уступит: дорогу, место в автобусе. «Как я рад, что могу вам это сказать!» Радость доставляет человеку не зло и хамство, а просто добрый поступок. Именно от этого становится легко и радостно на душе.
. Стихи Солоухина вышли из лирической прозы. А лирическая проза не терпит фонтанов красноречия. Искренность, правдивость автор перенёс в поэзию. Точности и естественности слова «мешала» рифма, которая должна повториться через определенный промежуток, и Солоухин убрал рифму. Белый стих, но и в нем свои ограничительные законы – поэт отбросил и эти ограничения. Остался свободный стих с острым чувством интонационного, смыслового ритма фразы. Автор искал слова – и эта простота становилась и содержанием, и своеобразной формулой отношения поэта к миру. Стихотворение написано верлибром или свободным стихом, автор отказался от всех признаков привычного традиционного стихосложения. Отсутствие их восполняется иными средствами: интонацией, ритмическими повторами и, наконец, смыслом. Поражает простота построения стихотворения. В нем нет метафор, ярких сравнений, эпитетов, а в основном синтаксические фигуры, позволяющие строить поэтический текст.
 Автор умело использует синтаксический параллелизм, инверсию и парцелляцию в первых строчках стихотворения:
Мне навстречу попалась крестьянка,
Пожилая,
Вся в платках…  
 Выразительные средства не только помогают организовать стихотворение, но и рисуют зрительные образы. Автор использует звукопись (сзади, резко, увязнув). Звуки перекликаются со словом «здравствуйте», разделяющим стихотворение на смысловые части. Поэт активно использует риторические вопросы:
 Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
Смысловая цепочка, которую выстраивает автор: солнце – счастье - радость. Именно в такой последовательности усиливается ощущение счастья от простой человеческой доброты.
Поэт размышляет о необходимости сохранения русских традиций:
- Здравствуйте! - был ведь когда-то обычай такой.
 Мы его в городах потеряли.
 Местоимение  «мы» говорит о том, что лирический герой близок автору. В автобиографическом романе «Мать – мачеха»  (1964 года) автор показал трудный процесс вживания героя – деревенского парня в городской мир, причём героя – поэта, человека с душой, ищущей простых и естественных отношений, которых очень мало в большом городе, разобщающем людей. Эта тема ещё будет звучать в поэзии и прозе В. Солоухина.
Что же является связующим звеном, объединяющим все части стихотворения воедино? Конечно, слово «здравствуйте», рефреном звучащее на протяжении всего стихотворения. И заканчивается стихотворение риторическим восклицанием:
- Здравствуйте,
Как я рад,
Что могу вам это сказать!
     «Стихи – самое радостное и дорогое, что было и есть у меня в жизни». Так писал о своих стихах Владимир Солоухин. Так что же в них, в стихах Владимира Солоухина, я открыла для себя? Любовь к миру, к жизни, уважение к человеку, тот гуманистический пафос, который характерен для нашей великой, не побоюсь этого слова, литературы.
Может быть  это будет отступлением от темы, но я очень рада участию в олимпиаде, она открыла для меня мир внешне простых, но глубоких по содержанию стихотворений замечательного русского поэта и писателя. Мне особенно близка его любовь к родной земле, родным владимирским просёлкам, исхоженным им пешком, моя душа откликается на замечательные строчки его стихотворения «Родник»:
Я тех мест святыми не считаю,
Только я не так еще отвык,
Только пусть пока не высыхает
Очень звонкий маленький родник.
Пусть вдали от низенького дома
Я, мужая, сделаюсь седым.
Я еще приду к нему, живому,
И еще напьюсь его воды!
«Я шел по земной, вьющейся меж деревьев и трав незамысловатой, но – хочется верить – своей тропе.» Так скромно оценивал свой творческий путь Владимир Солоухин. Поэт ушёл, а нам остались его «Камешки на ладони», заставляющие задуматься о многом:
«Чтобы любить и защищать родную культуру, достаточно, может быть, родиться в своей стране, среди своего народа и, так сказать, впитать национальные чувства с молоком матери.
Чтобы любить и защищать культуру другого народа, нужно обладать самому высокой и широкой культурой.
Чтобы защищать и сохранять свою культуру, достаточно быть русским, грузином, немцем, итальянцем, испанцем…
Чтобы сохранять культуру другого народа, надобно быть не меньше, чем человеком." 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Выхаваўчы аспект урока

Выкарыстанне сучасных метадаў, прыёмаў і тэхналогій для развіцця ў вучняў матывацыі да вывучэння беларускай мовы.