СХЕМА АНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
Цель анализа: определить, носит, ли данное занятие системный характер.
1. Класс.
2. Форма занятия.
3. Количество присутствующих .учащихся.
4. Ф.И.О. классного руководителя.
5. Стаж работы.
6. Внешний вид учащихся.
7- Кто привлекается к проведению занятий.
8. Оформление аудитории, наглядность т.е.
9. Цель занятия:
а) воспитательная:
б) развивающая;
в) обучающая.
Программа наблюдения
1. Выяснить, достаточно ли четко классный руководитель понимает цель мероприятия и задачи каждого этапа мероприятия, насколько осознанно решает их.
2. Определить, соответствуют ли задачи каждого этапа мероприятия главной цели.
3. Установить, соответствует ли методика его проведения поставленным целям.
4. Выяснить, как осуществлялось взаимодействие классного руководителя и учащихся на всех этапах мероприятия.
5. Установить взаимосвязь мероприятия с другими формами.
Таблица наблюдений
Деятельность классного руководителя |
Деятельность учащихся |
Деятельность привлеченных лиц |
Замечания |
Задачи |
Содержание
|
Условие
|
Показатели
|
Основные требования к проведению мероприятия:
1. Четкое определение педагогом цели мероприятия.
2. Планирование этапов мероприятия и задач каждого этапа.
3. Организация его подготовки в соответствии с поставленной целью:
> деятельность классного руководителя и ребят на каждом этапе;
> регулирование хода деятельности по подготовке мероприятия;
> проведение мероприятия;
> анализ результатов.
4. Определение оптимального содержания мероприятия (на данном материале необходимо решить поставленные задачи).
5. Выбор наиболее рациональных методов и приемов воспитания на каждом этапе мероприятия.
6. Четкость мероприятия, темп и ритм.
7. Гибкость и широта воспитательного момента:
• отсутствие шаблона;
• наличие «изюминки», элемента неожиданности.
-8. Взаимосвязь этапов мероприятия:
1 этап анализа обстановки, формулировки цели,
2 этап планирование мероприятия;
организация подготовки мероприятия,
3 этап проведение мероприятия;
4 этап анализ мероприятия,
9. Связь мероприятия с предыдущими и последующими формами занятий, с классными и общешкольными формами.
Ход анализа
К 1 этапу выясняется:
• Принимали ли участие в анализе обстановки ребята?
• Знают ли они цели мероприятия?
• Имеют ли представление о том, что такое цель?
• Принимали ли участие в формулировке цели (сознательно ли будут участвовать в его подготовке и проведении)?
• Осознал ли педагог задачи каждого этапа? -'
• Чем вызвана постановка Данной цели?
Ко 2-му этапу устанавливается:
С какими мероприятиями связано проводимое мероприятие
Участие ребят в планировании мероприятия, его этапов, постановке задач для каждого этапа
Имеют ли они представление о плане, для чего он составляется, в чем помогает?
Связь задач I, и II этапов.
К 3 этапу, устанавливается:
• Было ли разделение труда организаторов;
• Как осуществлялось регулирование их деятельности;
• Как подбирались исполнители;
• Как данный этап способствовал формированию учащихся организационных навыков:
• Насколько решены поставленные задачи;
• Причина высокого (низкого) качества данного этапа;
Примечание: информация по I - III этапу выясняется из беседы с классным руководителем и учащимися.
По 4 этапу мероприятия выясняется:
Была ли достигнута цель;
Какие направления воспитания реализовались мероприятием;
Какое направление было главным;
Соответствие содержания и формы занятия, его цели и задачи;
Соответствие методов, приемов поставленной цели;
Предварительный вывод о силе влияния данного этапа мероприятия на учащихся;
Управленческая культура педагога, наличие организаторских навыков, его эрудиция, умение ориентироваться в сложных педагогических ситуациях, умение оказывать воздействие на личность и коллектив;
связь данного мероприятия с последующими (задания классу);
причины высокого (низкого) качества данного этапа.
этапу выясняется:
• определился ли уровень аналитической подготовки ребят, аналитической культуры педагога, его умение рассматривать воспитательное мероприятие во взаимодействии всех его частей, как системное образование;
• атмосфера обсуждения;
• глубина проникновения в сущность проведенного мероприятия.
Общий вывод по мероприятию
Схема вывода
Констатация факта
Причины его появления
Конкретные предложения по ликвидации причин (если факт отрицательный) или рекомендации по его развитию (если факт положительный).
Заключение по анализу
Анализ можно считать положительным, если:
1. Четко и осмысленно сформулирована цель анализа.
2. Исходя из цели намечается программа наблюдения и сбора информации.
3. В ходе анализа вычленяются этапы мероприятия и дается характеристика каждого из них (содержание деятельности педагога, содержание деятельности учащегося, организация этой деятельности).
4. Анализируются системообразующие связи воспитательного мероприятия:
^ воспитательная цель мероприятия;
^ воспитательные задачи его этапов;
^ воспитательные задачи одного этапа;
^ воспитательные задачи последующего этапа.
5. Определяется, как в результате взаимодействия всех этапов образуется конечный результат - заранее запрограммированная цель.
6. Анализируется уровень управленческой культуры педагога и учащихся.
7. Анализируется взаимосвязь цели, формы занятия, его содержания, методов, результатов.
8. Вскрывается взаимосвязь данного мероприятия с предыдущим и последующим мероприятиями, его место в общей системе внеурочной воспитательной работы.
9. Выводы по мероприятию формируются на основе данных, полученных в результате анализа.
10. Конкретные предложения вытекают из анализа причин, обуславливаются конкретными сроками исполнения, а также сроками исполнения.
Типичные недостатки анализа
1. Отсутствие четко сформулированной цели анализа.
2. Несоответствие программы наблюдения поставленной цели.
3. Бессистемность анализа мероприятия, характеристика отдельных его этапов и сроков.
4. Общий вывод делается на основе одного этапа проведения мероприятия.
5. Рекомендации даются без глубокого анализа причин, по схеме «недостаток — рекомендации».
Нарушается цепь «недостаток - причина - рекомендация».
6. Оценка мероприятия исходит не из объективных данных, а из впечатлений и личного отношения аналитика.
7. Нелогичность выводов.
Перечисляется все положительное, делается положительный вывод, потом отрицательный, который по логике перечеркивает положительный вывод.
Схема общего вывода
1. Целостность мероприятия, связь между этапами.
2. Взаимосвязь цели - содержание -формы - методов и приемов -результатов.
3. Связь данной формы с другими формами.
4. Общая оценка мероприятия.
5. Рекомендации педагогу по совершенствованию воспитательной деятельности.
Комментарии
Отправить комментарий