Факультативные занятия как форма организации учебной деятельности учащихся.

В новой образовательной ситуации, сложившейся после принятия Декрета Президента Республики Беларусь от 17 июля 2008 года №15 «Об отдельных вопросах общего среднего образования», факультативные занятия стали основной формой дифференцированного обучения. Факультативное занятие - это форма организации образовательного процесса во внеурочное время, направленная на расширение и углубление знаний учащихся по учебным предметам в соответствии с их запросами, способностями и склонностями, а также на повышение их познавательной деятельности, коррекции знаний учащихся.

Главными целями факультативных занятий являются:

подготовка учащихся к централизованному тестированию;

подготовка одаренных школьников к олимпиадам;

формирование профориентационной компетентности учащихся;

приобщение учащихся к исследовательской деятельности.

Для отдельных учащихся 11 класса может быть организована работа межшкольного факультатива по субботам. К работе должны привлекаться лучшие учителя  высшей и первой квалификационных категорий.

Изменился и порядок изучения учебных предметов. Согласно п. 1.5 Декрета изучение учебных предметов в общеобразовательных учреждениях осуществляется на базовом уровне в целях обеспечения для всех граждан равных возможностей получения общего среднего образования. В гимназиях и лицеях в соответствии с п. 1.6 Декрета отдельные учебные предметы изучаются на повышенном уровне. Учащиеся школ могут изучать отдельные предметы на повышенном уровне на факультативных занятиях, которые проводятся до начала либо по окончании уроков.

Определение термина «факультативное занятие» приведено в «Палажэнні аб агульнаадукацыйнай установе» (далее — Положение). В п.42 Положения говорится, что факультативные занятия — это форма организации образовательного процесса во внеурочное время, направленная на расширение и углубление знаний учащихся по учебным предметам в соответствии с их запросами, способностями и склонностями, а также на повышение активности их познавательной деятельности.

Количество часов факультативных занятий

Единые типовые учебные планы позволяют использовать для организации факультативных занятий от 6 часов, финансируемых из бюджета, в I классе до 11 часов в XI классе. При наличии в учреждении одного класса в каждой параллели общее количество часов факультативных занятий составляет 82  часа. Таким образом, возможности учреждения в сфере удовлетворения образовательных запросов учащихся и их родителей достаточно широки. Пояснительная записка к типовым учебным планам (далее — Пояснительная записка) указывает также, что факультативные занятия проводятся и для коррекции знаний учащихся. Необходимо иметь в виду, что факультативные занятия включаются в максимально допустимую нагрузку на одного ученика, установленную и типовыми учебными планами, и постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь № 156 от 30 сентября 2008 г. Поэтому учащийся школы может посещать следующее максимальное количество часов факультативных занятий:

I класс — 4 часа;

II класс — 3 часа;

III класс — 1 час;

IV-V классы — 2 часа;

VI класс — 3 часа;

VII—VIII классы — 2 часа;

IX класс — 4 часа;

Х-ХІ классы — 6 часов.

Имеющаяся разница между количеством финансируемых часов факультативных занятий и количеством часов, допустимых для ученика, позволяет учреждениям образования предлагать достаточно широкий их спектр.

Порядок зачисления учащихся

В соответствии с требованиями п. 1.5 Декрета, п.5 Пояснительной записки и п. 153 Санитарных правил и норм факультативные занятия организуются при наличии письменных заявлений родителей или других законных представителей учащихся. Такое заявление подаётся на имя руководителя учреждения образования с соблюдением требований к оформлению данного вида документов. Пример формулировки заявления: «Прошу разрешить моему сыну (дочери, опекаемой) посещение факультативного занятия (название факультативного занятия) с (число, месяц, год)». Резолюция руководителя учреждения на данном заявлении в таком случае будет: «Разрешить». Зачисление учащихся на факультативные занятия производится приказом руководителя учреждения. На основании приказа руководителя учреждения ученик вносится в классном журнале в список посещающих то или иное факультативное занятие.

Записи проведения факультативных занятий делаются на отведённых для этого страницах журнала (при формировании группы из учащихся различных классов — в один из классных журналов) с соблюдением требований, предъявляемых к ведению классных журналов главой 7 «Інструкцыі аб парадку фарміравання культуры вуснай і пісьмовай мовы ў агульнаадукацыйных установах Рэспублікі Беларусь».

В случае изменения желания учащегося родители подают заявление с просьбой освободить их ребёнка от посещения факультативных занятий. В соответствии с резолюцией руководителя учреждения «Освободить» на соответствующей странице классного журнала напротив фамилии учащегося делается запись «Отчислен с (число, месяц, год)».

Поскольку основанием для создания тех или иных форм факультативных занятий являются запросы учащихся, то классные руководители, администрация и социально-педагогическая и психологическая службы учреждения должны изучать образовательные запросы учащихся и их родителей. Данную работу целесообразно проводить в конце учебного года в связи с необходимостью организованного начала нового учебного года и в связи с тем, что педагог должен уходить в отпуск, зная свою примерную нагрузку в следующем учебном году. При этом необходимо сообщать учащимся и их родителям о максимально возможном для посещения количестве часов факультативных занятий. Для сбора родительских заявлений на факультативные занятия удобными являются августовские родительские собрания накануне нового учебного года.

Распределение часов

На основании учебных планов учреждения, согласованных с районными отделами образования, изучения запросов учащихся и заявлений родителей педагогический совет учреждения на августовском заседании производит распределение часов факультативных занятий на учебный год. При этом определяется количество часов, выделяемых из общего количества факультативных занятий на изучение отдельных предметов на повышенном уровне, иностранного языка (в том числе второго), предметов различной направленности, не входящих в учебный план, игровых видов спорта (п.9 Пояснительной записки), курса «Основы выбора профессии» (п. 11), профессиональной подготовки (п. 14), специальных учебных предметов музыкальной, художественной, театральной, хореографической направленности, стимулирующих и поддерживающих занятий, обязательных занятий по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» (п. 10), общественно полезного труда (п.1), деления классов на группы при изучении отдельных предметов (п.29 и 30) отдельно для учащихся I, II и III ступени. При этом возможно перераспределение предусмотренных учебными планами часов факультативных занятий между отдельными ступенями и параллелями. На основании решения педсовета руководитель учреждения и созданная приказом по учреждению образования тарификационная комиссия в соответствии с нормативными документами распределяют учебную нагрузку педагогов, в том числе и часы факультативных занятий, которые также входят в учебную нагрузку педагога.

Порядок проведения факультативных занятий

Факультативные занятия в учреждении образования проводятся по расписанию факультативных занятий, утверждённому руководителем учреждения. В расписании в обязательном порядке указываются название факультативного занятия, ФИО учителя, который его проводит, для каких классов проводится занятие, место и время проведения. Согласно п. 1.4 Декрета и п. 151 Санитарных правил и норм разрешается проведение факультативных занятий в ІХ-ХІ классах в шестой школьный день. В соответствии с п. 159 Санитарных правил и норм перед пятым уроком (факультативным занятием) для учащихся I-IV классов должен быть предусмотрен перерыв длительностью не менее 15 минут, перед шестым уроком (факультативным занятием) для учащихся V-V1I классов и перед седьмым уроком (факультативным занятием) для учащихся VIII—XI классов — не менее 20 минут. Продолжительность факультативного занятия в соответствии с Примечанием 1 к п. 151 Санитарных правил и норм составляет 35 минут в I классах и 45 минут во ІІ-ХІ классах.

Наполнение групп

Минимальное наполнение групп для проведения факультативных занятии определено Пояснительной запиской для всех оощеооразовательных учебных заведений в городах в количестве 5 учащихся, в сельской местности - 3 учащихся, а максимальное установлено соответственно п.6 Санитарных правил и норм: для I-IV классов школ, гимназий и лицеев — 20 учащихся, для V-XI классов оощеобразовательных учреждений — 25 учащихся. При уменьшении количества посещающих факультативное занятие ниже допустимого оно должно быть закрыто приказом руководителя учреждения, учебная нагрузка учителя соответственно должна быть уменьшена.

Учебные программы факультативов

Часть 2 статьи 32 Закона Республики Беларусь «Об общем среднем образовании» гласит, что организация образовательного процесса осуществляется в соответствии с учебными планами и учебными программами. Таким образом, факультативные занятия также должны проводиться на основании соответствующих учебных программ. Их структура и содержание в соответствии с требованиями части 3 вышеуказанной статьи Закона должны учитывать возможности, запросы и интересы учащихся, обеспечивать преемственность содержания образования.

Для проведения факультативных занятий могут использоваться соответствующие учебные программы, утверждённые Министерством образования Республики Беларусь. Авторские программы, разработанные учителями общеобразовательных учреждений, должны быть в установленном порядке утверждены Министерством образования Республики Беларусь. Допускается проведение факультативных занятий на основании учебных программ повышенного и углублённого уровня изучения учебных предметов, действовавших до текущего года. При внесении в них учителем до 1/3 изменений они могут согласовываться соответствующим методическим объединением и утверждаться руководителем учреждения.

Учебные программы факультативов, утверждённые ранее областным управлением образования и рассчитанные на ряд лет обучения, могут использоваться только для проведения факультативных занятий в классах, начавших изучение факультативного курса по данным программам ранее и в настоящее время продолжающих его. Программы факультативных занятий, имеющие узкорегиональную направленность и разработанные учреждениями образования или отдельными педагогами, оцениваются областным институтом развития образования и утверждаются начальником областного управления образования.

Министерство образования рекомендует направлять для рассмотрения в установленном порядке и присвоения соответствующего грифа программы факультативных занятий, отличающиеся новизной (не дублирующие утвержденные ранее программы);

не имеющие узкорегиональной направленности, соответствующие интересам и потребностям образовательных учреждений всей республики;

имеющие положительное заключение областного института развития образования;

утвержденные начальником областного управления образования;

но возможности, апробированные в учреждениях образования.

Следует обратить внимание на то, что название факультативного занятия должно соответствовать его содержанию и целям и не дублировать названий учебных предметов.

Платные и бесплатные образовательные услуги

Письмо Министерства образования Республики Беларусь от 17 октября 2008 года № И-06-20/327 «Об отдельных вопросах организации факультативных занятий», ссылаясь на определение стимулирующих занятий, данное в п.39 «Палажэння аб агульнаадукацыйнай установе», предоставляет общеобразовательным учреждениям возможность организовать изучение отдельных учебных предметов (второго иностранного языка и др.) по желанию учащихся и их родителей за счёт стимулирующих занятий, которые не входят в максимально допустимую нагрузку на одного учащегося. Данные часы не тарифицируются, а оплата за них производится учителю за фактически отработанное время.

Данное письмо обращает внимание на то, что все факультативные занятия являются бесплатными. Однако в случае, когда все учебные, факультативные часы и часы кружковой работы использованы, учреждение с согласия родительского комитета или попечительского совета (п.21 Пояснительной записки) может оказывать платные образовательные услуги — на основании заявлений родителей или заменяющих их лиц, договоров, заключаемых между учреждением и родителями, приказа директора, утверждённого расписания занятий. Данные занятия также не входят в максимально допустимую нагрузку на одного ученика.

Цена таких услуг определяется калькуляцией, составленной в соответствии с Положением о порядке формирования цен на платные услуги в государственных учреждениях образования. Платные образовательные услуги проводятся по учебным программам, утверждённым руководителем учреждения образования. В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 3 октября 2002 г. № 1376 «Об утверждении перечня платных услуг, оказываемых государственными учреждениями образования» платные образовательные услуги предоставляются сверх часов, установленных учебными планами.

Оценивание учащихся

Тетради, используемые на факультативных занятиях для выполнения письменных работ, ведутся согласно требованиям глав 2 и 4 «Інструкцыі аб парадку фарміравання культуры вуснай і пісьмовай мовы ў агульнаадукацыйных установах Рэспублікі Беларусь».

На факультативных занятиях используется метод безотметочного

оценивания . Объективность распределения факультативных и кружковых занятий, составление расписания, качественное проведение факультативных и кружковых занятий, посещение их учащимися должны находиться на особом контроле со стороны администраций учреждений, отделов образования администраций районов. Это же требование распространяется и на платные образовательные услуги, предоставляемые учреждениями образования.

 

 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Выхаваўчы аспект урока

Выкарыстанне сучасных метадаў, прыёмаў і тэхналогій для развіцця ў вучняў матывацыі да вывучэння беларускай мовы.