АНАЛИЗ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Анализ, и в том числе
самоанализ, и последующая оценка работы классного руководителя являются
необходимым звеном его деятельности и имеет несколько аспектов.
Во-первых, классный руководитель должен периодически
оценивать результаты своей воспитательной работы с учениками, чтобы видеть, насколько
поставленные им задачи достигнуты. В науке это называется результативным
анализом, на основе которого делается оценка работы, ориентированная на
критерий, т. е. на соответствие результатов поставленным целям (задачам).
Совпадение результатов и ранее определенных задач называют критерием
воспитанности, своего рода эталоном, нормой. Наблюдаемое поведение
учащихся, их высказывания, поступки, проявления чувств, отношений, их знания,
представления о мире, нормах общения, морали, их школьная и общественная
дисциплина, сложные нравственные чувства, которые так или иначе можно
обнаружить, — все это в науке называется показателями воспитанности.
Именно их сопоставляют с критериями (нормами) воспитанности и по ним судят о
результатах воспитательной работы.
Анализ результатов воспитания является, по существу,
новой диагностикой, изучением и фиксированием изменений, новообразований учащихся,
оценкой их воспитанности. В этом случае проще всего для учителя пользоваться
методом наблюдения и отмечать изменения в поведении учеников, в их отношении к
учебе, классным делам, друг к другу, к жизни страны и школы и многое другое.
Анализ данных наблюдения покажет, как продвинулись учащиеся в своем развитии.
Классный руководитель может воспользоваться уже известными ему методами
диагностики, чтобы получить более точные и/или специальные данные о воспитанности
школьников. Вполне допустимо, что учитель может сказать ученикам о результатах
своих наблюдений, конечно, не в прямой форме «были вы такие, а стали такие», а
в рамках вечера, праздника по случаю окончания учебного года, в форме
лирической беседы и пр.
Во-вторых, существует процессуальный анализ
работы классного руководителя. Педагог анализирует процесс своей работы, чаще
всего это конкретные дела, которые он проводит с учениками: праздники, беседы,
походы, экскурсионные поездки. Для этого учителю следует самому или с коллегами
получить ответы на примерно такие вопросы.
1. Какие воспитательные и функциональные
задачи я решал в этом деле? Чему хотел научить детей, что они должны были
узнать, делать?
2. Достиг ли я этих целей? Если да, то
благодаря чему? Что у меня получилось особенно удачно?
3 .
Если не достиг целей, то почему? Плохое содержание, материал, тема
дела? Неправильная методика
организации? Неверные отношения с
учениками'
4. Что нужно исправить, чтобы избежать
ошибок: изменить цели, содержание, методы, психологические отношения с
учениками? Индивидуальный или коллективный анализ дела поможет педагогу
осознать достоинства и недостатки в своей работе.
Кроме анализа, направленного на учащихся и на процесс,
педагог все время должен производить анализ, направленный на самого себя, — самоанализ.
Надо помнить, что непреложный закон воспитания «человек развивается в
деятельности и общении» относится и к личности учителя. Иначе говоря, он растет
вместе с учениками, набирается опыта, изменяется, правда, не всегда в лучшую
сторону. Ученые отмечают, что с педагогом может происходить некоторая
профессиональная деформация личности. Это выражается в том, что он со
временем приобретает учительский синдром, характеризующийся набором «вредных»
качеств: поучающая манера держать себя и говорить; прямолинейность мышления,
черно-белое видение мира, возникающие из-за привычки доступно объяснять
сложные вещи; затруднения в эмоциональном выражении, в личностном отношении к
окружающему, появляющиеся в силу необходимости постоянно держать себя в руках;
склонность к властному стилю управления, подавлению сопротивления иного мнения,
так как учитель по определению должен формировать нормы поведения. Если учитель
не замечает в себе таких изменений, это становится опасно для него, его семьи и
для учеников. Поэтому надо сделать привычным постоянный самоанализ ( не
превращая его, разумеется, в болезнь), периодическую проверку себя как учителя
и как человека, самовоспитание, которое стимулирует личностное
развитие, рост учителя, помогает формироваться его положительной Я-концепции.
Такой учитель достаточно хорошо знает и адекватно оценивает себя, стремится
совершенствоваться, быть лучше.
На тему профессионального и личностного роста,
самовоспитания учителя имеется богатая литература. В «идеальном учителе»
школьники (по исследованию Т.Н.Мальковской) ценят прежде всего старшего товарища,
друга: его способность понимать, эмоционально откликаться, сердечность,
внимание к человеку. А на втором месте стоит уровень знаний, профессиональная
компетентность, качество обучения. Только на третьем месте — умение справедливо
распоряжаться властью (Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989. С. 122).
Чтобы избежать появления учительского синдрома,
необходимо, в частности, неуклонно придерживаться личностного подхода,
гуманистической педагогики, демократического стиля общения. Нужно учиться искусству
душевного контакта с учащимися, проявлять открытость, чуткость, искренность,
видеть себя со стороны и видеть другого, не бояться быть индивидуальностью.
Практику самосовершенствования надо начинать прямо сейчас.
Вообще же главное
для успеха в воспитании детей, вероятно, следующее.
1. Быть, насколько возможно, человеком
интересным, многознающим и многоумеющим, увлеченным своим делом, творческим.
2. Любить детей не отвлеченно, а в
деятельности, заниматься с ними, делать так, чтобы они росли и развивались
физически и нравственно здоровыми.
3. Знать некоторые педагогические и
психологические тонкости, методики или технологии воспитания, которые изложены
в этом пособии, других книгах, всегда стремиться узнавать новое, работать над
собой. Желаем успехов.
Комментарии
Отправить комментарий