Обучая, я воспитываю Воспитание на уроках литературы

Автор: Черныш О. М.

Я убеждена, что литература в школе – особый, необычайно сложный  и оригинальный предмет, обладающий огромной эстетической красотой и возможностями для влияния  на формирование   мировоззрения детей. Она помогает решить такие важные для любого человека нравственные и этические вопросы, как цель жизни, значение в ней подвига и так далее, помогает приобрести жизненный опыт и мудрость, страстно пропагандирует идеи добра и справедливости, призывает к великой и благородной цели.


Урок в большей степени, чем другие формы организации учебной работы, реализует принцип единства обучения и  воспитания. Ведь воспитывает не только  содержание учебника, но и организация урока, характер деятельности школьника, педагогический такт, отношения, которые складываются между учителем и учеником.
На уроках я стараюсь донести до каждого ученика заряд нравственности, заложенный в образную систему художественного произведения.
Я не только формирую правильные взгляды на такие  важные нравственные категории, как добро и зло, долг и совесть, честь и достоинство, любовь и ненависть, сочувствие и сострадание, но и стараюсь пробудить стремление делать добро, быть непримиримым к злу,  беспринципности, подлости, предательству. Таким образом, я считаю, вырабатываются,   воспитываются взгляды детей и их мировоззрение  в целом.
Уроки  литературы, раскрывая перед учеником психологический мир персонажей и тем самым побуждая его к нравственной оценке  и  совершенствованию собственного внутреннего мира, воспитывают личность, оказывают влияние на ее духовный мир, на выбор его духовных ориентиров.
Но нравственное воспитание невозможно без психологической  культуры, без понимания законов личности, без адекватной нравственно-психологической самооценки, без умения осмыслить душевное состояние во всей его сложности и противоречивости.
Поэтому на уроках литературы я стараюсь раскрыть перед учениками психологический мир персонажей и тем самым побудить  их  к нравственной оценке и совершенствованию собственного внутреннего мира.
Я понимаю, как нелегко детям учиться постижению психологии литературного персонажа, а следовательно,  постижению самих себя. В связи с этим особое значение я придаю урокам, посвященным роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Тем более, что его изучение совпадет с той фазой развития личности, когда у многих ребят  впервые пробуждается потребность  к самоанализу.
Образ Печерина, именно в силу своей неоднозначности обостряет эту потребность, дает толчок работе  самосознания.
Исходя их этого,  я при изучении романа особое внимание уделяю журналу, дневнику Печерина. Прежде   чем начать разговор о нем, задаю детям вопрос: «Что такое дневник и каковы его цели?
Подвожу детей в выводу, что настоящий дневник -  это прежде всего не фиксация событий, а анализ своего внутреннего мира с целью его совершенствования, когда человек вступает в поединок со своими недостатками.
Ученики указывают часто и на такую черту дневника, как искренность: ведь человек не станет лгать самому себе.  Дневник – не только голос разума, но и голос души.
Для осмысления журнала Печерина предлагаю детям подумать над такими вопросами:
- Искренен ли Печерин?
Издатель журнала пишет: «Перечитывая эти записки, я   убедился в искренности того, кто так беспощадно выставлял наружу собственные слабости и пороки».
-  Можно ли согласиться с этой точкой зрения?
- Способствует ли самоанализ нравственному совершенствованию героя?
- Дневник Печерина – голос рассудка или голос души?
Я понимаю, что эти вопросы сложные, трудные. Поэтому дети высказывают различные точки зрения. Конечно, не всегда они свидетельствуют о понимании сложной, противоречивой личности Печерина.
Урок на тему «журнал Печерина» - это прежде всего урок постановки вопроса, проблем и начала их осмысленности. К примеру, для учеников очевидна рассудочность Печерина, и о ней можно услышать правильные суждения, подкрепленные анализом тех  или иных эпизодов.
Но трудности вызывают следующие вопросы:
- Всегда ли Печерин живет по законам рассудка?
- Как пишет Печерин в своем журнале о собственных чувствах, движениях души?
Я заметила, что дети затрудняются сразу ответить на такие вопросы, наступает пауза, а мне хочется, чтобы возникала дискуссия.
Поэтому за несколько дней до урока я даю  индивидуальные задания, которые «провоцируют» живой обмен мнениями.
Вот некоторые из этих заданий:
«Перечитывая эту страницу, я замечаю, что  далеко отвлекся от своего предмета… Но что за нужда? Ведь этот журнал пишу я для себя, и, следовательно, все, что я в него ни брошу, будет со временем для меня драгоценным воспоминанием».
- Помогает ли эта запись понять, с какой целью Печерин вел дневник?
- Прав ли Печерин, называя любое воспитание драгоценным?
«Я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы. Сам я больше не способен безумствовать над волнением страсти».
- Понимает ли Печерин самого себя? Аргументируй свою точку зрения.
«Пробегаю в памяти все самое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? Для какой цели я родился?»
- Можно ли назвать этот монолог Печерина голосом рассудка?
«Я не помню утра более голубого и свежего! Солнце едва показалось из-за зеленых вершин…»
- Почему речь Печерина так эмоциональна?
Подводя итоги дискуссии, я  убеждаю учеников в том, что каждый их них – целый микромир. И поэтому надо учиться выражать себя, не бояться высказывать собственные мысли и чувства по отношению к себе, другим людям и окружающему миру.
Думаю, что этот урок заставляет если не всех, то некоторых детей задуматься о смысле и цели жизни, о хорошем и плохом в себе и окружающих и пробуждает желание к самосовершенствованию, к самовоспитанию.
Обладая огромной силой воздействия, литература, как и все искусство, может не только облагораживать, очеловечивать, но и  развращать, «расчеловечивать.
К сожалению, современная «массовая» культура исподволь прививает низменные инстинкты, примитивные вкусы, лишает человека социально значимых желаний, сужает круг его стремлений до простых бездуховных потребностей.
Противостоять этому, по-моему, должна и может только школа и уроки литературы в частности.
Я понимаю, что трудно научить хорошему, но не легче воспитать и правильное отношение к дурному.
В жизни неразделимы моральные  антиподы добро и зло, красота и безобразие, альтруизм и  эгоизм, благородство и низость. Литература все  это изображает. Задача же учителя на литературных примерах воспитать в ребенке лучшие качества и  неприятие негативных.
Воспитание на уроках языка
Готовясь у урокам русского языка, осуществляя  принципы  единства обучения и воспитания,  я задумываюсь  над выбором дидактического материала – обучающего, воспитывающего, приглашающего к раздумию не только над определенными языковыми явлениями, но и над смыслом, который  несет выбранный текст. Он должен соответствовать запросам данного ученического коллектива и каждого ученика, так как, общаясь с детьми, я остро чувствую, над какими направлениями нравственного становления и духовного роста необходимо работать.
В среде пятиклассников, например,  остро ощущается дефицит культуры общения, элементарного такта, терпимости в отношении друг к другу. И в то же время ребята этого возраста щедры душою, бескорыстны, открыты. Они очень ранимы и глубоко восприимчивы к доброму слову,  поступку, дружескому участию. Их способности к самопознанию и постижению окружающего мира, мира взрослых неисчерпаема. И многие  беды их  возникают не по  причине испорченности, но от незнания, неумения  выбрать правильную линию поведения в определенной жизненной ситуации.
В качестве примера опишу урок обобщающего повторения по теме «Местоимение».
Для урока я взяла сказку Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
Во вступительном слове рассказываю о писателе-летчике и его загадочной и героической судьбе, а потом говорю:
- Сказка «Маленький принц» (показываю книгу детям) написана для взрослых. Но читать ее интересно в любом возрасте. Эта сказка объясняет людям,  что «самого  главного глазами не увидишь» и что «зорко одно лишь сердце»
- Разве сердце может быть зрячим? – удивятся некоторые.
-  А мы удивляемся этому?  Кто объяснит смысл этих слов? Как автору удалось так образно, ярко выразить свою мысль? (При ответе будут повторены сведения о прямом и переносном значении слова)
Далее я говорю:
- А еще в этой сказке есть замечательные слова: «Ты навсегда в ответе  за всех, кого приручил». Попробуем понять их смысл.
Путешествуя по планете Земля, Маленький принц встречается с Лисом. И Лис ему говорит:
- Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня!
- А что надо для этого делать? - спросил Маленький принц.
- Надо запастись терпением, - ответил Лис.
Этот диалог я заранее записываю на доске и до нужного времени закрываю его.
Я продолжаю:
- Может, с этого и начинается дружба? Что значит быть терпимым по отношению друг к другу, быть ответственными за друга?
После ответов на эти  вопросы обращаемся к  записанному на доске предложению «Ты навсегда  в ответе за всех, кого приручил». В них много местоимений.  И это не случайно.
- Давайте определим их разряд и подумаем, как такой подбор местоимений раскрывает главную мысль  автора.
(Возможный вариант ответа: предложение начинать с личного местоимения «ты», т.е. с лично твоей ответственности все начинается, а местоимение «всех»  прямо указывает на людей, близких тебе. Местоимение «кого» (вспомним роль относительных местоимений в предложении) соединяет две мысли:  о тебе и о твоих друзьях.
 - А тот, кто внимательно меня слушал, обязательно заметил, что в моем рассказе прозвучало еще одно местоимение – некоторые. В связи с чем  я его употребила? («Некоторые люди не понимают, что сердце может быть  зрячим»)
-  Кто эти люди? Понятно это из рассказа? Какие люди могут не понимать такой простой истины? (Это люди, не привыкшие думать, люди с черствым сердцем).
- А кто скажет, почему употреблено именно это – неопределенное местоимение? (Для того чтобы никого конкретно не  обидеть таким нелепым подозрением).
      Я  обобщаю сказанное и предлагаю новое задание, формирующее нравственные понятия:
- Мы уже решили, что для настоящей дружбы нужны терпение и терпимость. Давайте подберем синонимы к этим словам, определим по словарю  значение каждого из них, а потом составим свой «Словарь дружбы».
В итоге записываются слова:
Терпение
Уважение
Сострадание
Такт
Внимание
Заботливость
Сочувствие
Нежность
- Ребята, такие слова должны быть в сердце  каждого настоящего человека и каждый человек должен научиться слушать сердцем.
Дома предлагаю придумать сказку об умении дружить или записать свой диалог с другом. Но обязательное условие – использовать местоимения всех разрядов.
При изучении темы «Глагол» опять обратилась к сказке Экзюпери «Маленький принц». Вот мой  короткий вступительный рассказ и задания:
- Путешествуя по разным планетам, Маленький принц посетил один из ближайших астероидов (ученик читает в словаре значение слова «астероид»)
Там жил король. Он был очень одинок. Король предложил Маленькому принцу остаться у него. Как это было, прочитайте запись на доске. А чтобы стал понятен этот диалог, расставьте знаки препинания.
 - Останься, я назначу тебя министром юстиции.
- Но ведь здесь некого судить!
- Тогда  суди себя сам… Это самое трудное. Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр.
Я взяла для работы этот текст потому, что часто сталкивалась с тем, что ребята активно проявляют нетерпимость к недостаткам и проступкам товарищей, наперебой осуждают друг друга.
А самокритика, самоанализ пока недоступны. Потому я стараюсь помочь им обратить внимание на свое поведение. В доступной форме объясняю, что такое самовоспитание и какую роль играет оно в жизни человека.
 Потом предлагаю вопрос:
- Почему себя труднее судить, чем других?
Затем повторяем разряды местоимений, объясняем их правописание, работаем над глаголами повелительного наклонения, закрепляем правописание окончаний глаголов 2-го лица ед. ч., повторяем синтаксическую роль кратких прилагательных.
На одном из уроков, повторяя правописание – тся и – ться в глаголах, я снова использую текст сказки «Маленький принц». Теперь говорю с ребятами о  честолюбии, тщеславии,  хвастливости. Работая со словарем, выясняем сначала лексическое значение этих слов, а затем обращаемся к тексту:
 - О, вот и почитатель явился! – воскликнул честолюбец, еще издали завидев Маленького принца. Ведь тщеславным людям кажется, что все ими восхищаются.
      А когда Маленький принц попробовал задать  честолюбцу вопрос, тот его просто не услышал. Тщеславные глухи ко всему, кроме похвал.
При освоении лексических средств воспитательную роль играет работа над  тематическими группами слов, имеющими нравственное или эстетическое значение: честность, правдивость, преданность, скромность, дружба, бескорыстие, активность, трудолюбие, коллективизм, ответственность. Группировка и объяснение таких слов, подкрепляемые примерами из  литературных источников и жизненных наблюдений, позволяют связать лексическую работу с  выявлением отношений учащихся к тем или иным качествам личности и формированием правильного отношения. Работа может сопровождаться  подбором к данным словам синонимов:  правдивый - …., инициативный - …, принципиальный - …; антонимов: слабоволие = …, дружелюбие - …, откровенность - …; однокоренных слов: скромничать - …, благодарить -
Хорошо, если  в процессе словарно-тематической работы или на последующих уроках будет проведен анализ двух-трех литературных примеров, в которых использованы слова, передающие нравственные качества человека: можно предложить найти слова, выражающие противоположные качества и потому выступающие в тексте антонимами.

Связный текст на уроках языка
На уроках русского языка я в основном использую связный текст (не только для изложений, но и для различных видов диктантов). Понятно, что текст для диктанта должен  не только решать учебные задачи, но и задачи идейно-художественного воздействия на учеников, воспитывать и развивать их нравственно и эстетически. Я выбираю для диктанта такой текст, который создавал бы у ребят настроение, волновал, будил их чувства, не просто учил грамоте, но и воспитывал любовь к родной земле, ее людям, природе, родной истории.
И если хотя бы кто-то из детей после диктанта захочет познакомиться с  произведениями автора текста, почитать их, то я  считаю, что  выбор текста был удачен. Такое изредка бывает.
Вот один их текстов, который я использовала в виде выборочного и предупредительного диктанта для повторения правописания глаголов (безударные личные окончания, неопределенная норма НЕ с глаголами), для повторения разрядов и правописания местоимений, для отработки пунктуационных навыков:
|Нелегко объяснить, что такое такт. Пожалуй, тактичный человек это такой, который умеет подойти к людям.
Сердцем или умом, но он понимает, кому что надо, и охотно предлагает свою помощь.
Осторожный, он не настаивает на своем, имея дело со взрослым: не хвастает и не насмехается, не задевает веселой шуткой печального, не лезет, когда не просят, с советом и не болтает лишнего, не злится сам и каждого старается оправдать и защитить. Не нужен, - нет его, принести пользу -  тут как тут.
Не  навязывается с  заступничеством, но и не отказывается заступиться. Непрошенный, не  защищает, но и не побоится, видя несправедливость и обиду, вступиться в защиту. (Януш Корчак)|
Этот текст фрагментарно записывался на доске, в тетрадях, давался на карточках для индивидуальной работы. Думаю, что кто-то из  детей задумался, что такое   такт, и посмотрел на себя со стороны, вспомнил о своих поступках в разных ситуациях. А это мне и нужно.
Воспитание культуры речи на уроках русского языка
Воспитание культуры речи, в том числе и обучение  вежливой речи – важная  сторона уроков русского языка.
Люди небезразличны к тому, кто и как их приветствует, благодарит за заслугу или отказывает в помощи. А если отношения между людьми  нарушаются, например, с нами перестают здороваться близкие люди,  то мы испытываем настоящее потрясение.
Вежливая речь предполагает умение отбирать языковые средства, помогающие наиболее деликатно, в приемлемой для собеседника форме выражать мысли в определенных ситуациях общения.
Наступило время, когда дети  всегда и всюду, по делу и без дела очень много говорят по мобильному телефону. Но они далеко не всегда помнят, что при этом нужно поздороваться, забывают прощаться, благодарить за внимание.
Я заметила, что ребята не следят за своим тоном, громко разговаривают и даже кричат на улице и  в помещении, в общественных местах. Словом, в разговорах со взрослыми и со сверстниками у них недостает культуры общения.
Классные руководители, конечно, проводят беседы о культуре поведения, о вежливости, но  ограничиваться этим нельзя, потому что, я думаю, воспитание истинной вежливости – это прежде всего воспитание  уважительного отношения к человеку, воспитание доброты. И процесс этот длительный и непрерывный.
Хочу подчеркнуть, что деликатность, учтивость, вежливость не исключают принципиальность, а, напротив, предполагают умение найти средства выражения мысли, которые не мешали бы собеседнику воспринять истину, пусть не всегда приятную.
Поэтому, если мы хотим  сделать наших детей вежливыми, нужно, чтобы вежливая речь учителя и  учащихся постоянно  звучала на уроках русского языка  во всех классах.
Конечно, даже младшим школьникам давно известны «волшебные» слова (извините, пожалуйста, спасибо и другие) и употребление этих слов не вызывает никаких трудностей. Но одно дело  знать, другое – уметь уместно пользоваться, обращаться к этой лексике.
Наиболее успешно и легко решать эту важную и сложную воспитательную задачу при изучении темы «Прямая речь» и «Диалог».
На таких уроках я предлагаю детям разыграть речевые ситуации. Одна из обычных – «В автобусе».
Тебе надо выйти на следующей остановке, а впереди стоит несколько  пассажиров. Как ты обратишься к одному из них?
 Учащиеся  составляют такие диалоги:
1.       – Вы будете выходит на следующей остановке?
        – Да
        – Спасибо, я за Вами.
2.       -  Скажите, пожалуйста, Вы выходите на следующей остановке?
        – Нет
        – Будьте добры, разрешите пройти: я выхожу.
По теме «Я в гостях» предлагаю  проанализировать два диалога:

1.       В дверь позвонили. Дверь отворила мама Сережи.
– Сережа дома? – спросил ее Юра.
 – Дома
 – Позовите его. Разрешите ему пойти со мной погулять.
 2.    У Сережи был день рождения. Он пригласил гостей.
Первой пришла Лена.
– Здравствуйте, - сказал Лена, - я, кажется, пришла первой.
– Очень хорошо, Лена, раздевайся, пожалуйста.
– Спасибо.
– А теперь проходи вот в эту комнату.
Учащиеся отмечают, что Юра вел себя невежливо в разговоре с мамой Сережи. Он не поздоровался с ней.  Выражая просьбу, не употребил слово «пожалуйста». А вот  Лена умеет себя вести в гостях.
Далее предлагаю детям придумать, как следует  благодарить за угощение. Достаточно ли одного слова «спасибо»? И дети приводят такие варианты выражения благодарности:
- Спасибо, было очень  вкусно.
- Спасибо, нам все очень понравилось.
- Большое спасибо за угощение!
- Нина Петровна, Вы очень вкусно все  приготовили. Большое спасибо!
Тема «Диалог» позволяет провести работу и по воспитанию словесный вежливости во время разговора по телефону. Тем более, как я уже  говорила, дети часто не умеют этого делать. Понятно, что разговор по телефону должен быть экономным  во временном  и речевом плане, но все-таки, я считаю, вежливым и деликатным нужно быть и здесь, чтобы не обидеть своего телефонного собеседника.
Сначала я предлагаю проанализировать два телефонных диалога и  оценить их с точки зрения этикета:
1. - Алло. Позовите Сашу.
- Сейчас.
 - Слушаю.
- Пойдем гулять.
- Нет,  я  еще не сделал уроки.
 - Жаль. Пока.
2. – Алло, Здравствуйте. Будьте добры, позовите, пожалуйста, Олю.
- Сейчас.
- Алло. Я слушаю.
- Оля, ты сегодня  не была в школе. Что с тобой?
 - Я заболела. Спасибо, мне уже лучше.
 - Я бы хотела тебя навестить. Когда это можно сделать?
- Очень рада, но я  поправляюсь и завтра приду в школу.
      Анализируя диалоги, ребята сделали такие выводы:
1.       Начиная разговор по телефону,  надо поздороваться.
2.       Обращаясь  к кому-либо с просьбой, не забыть слова «пожалуйста», «извините», «будьте добры», «спасибо».
3.       По окончании разговора следует попрощаться.
4.       И вот наступил момент, когда дети, вооруженные знанием  правил вежливого телефонного разговора, могут уже практически поговорить на уроке друг с другом по мобильнику.
5.       В заключение открываю на доске запись стихотворения Владимира Солоухина «Слово о словах».

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай - не спеши.
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком вьется,
То медью траурной поет.
Покуда слово сам не взвесишь -
Не выпускай его в полет.
Им можно радости прибавить
И радость людям отравить.
Им можно лед зимой расплавить
И камень в крошку раздолбить.
Оно одарит иль ограбит,
Пусть ненароком, пусть шутя.
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.
Прошу детей, прослушав выразительно чтение стихотворения (заранее подготовленное одним из учеников), ответить на вопросы:
– К чему призывает Солоухин?
– В чем сила слова?
Для себя я давно поняла, что вся работа учителя-словесника должна быть направлена на то, чтобы ежедневно, ежечасно всеми средствами воспитывать в учащихся культуру речевого общения, чтобы им самим было комфортно среди людей и людям с ними. Ведь каждый человек – личность со своим единственным и неповторимым духовным миром, который надо уважать и в который нельзя грубо вторгаться.




Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Выхаваўчы аспект урока

Выкарыстанне сучасных метадаў, прыёмаў і тэхналогій для развіцця ў вучняў матывацыі да вывучэння беларускай мовы.